Главная»Блог»Где открыть магазин? Инструкция по геомаркетингу.

Где открыть магазин? Инструкция по геомаркетингу.

Где открыть магазин? Инструкция по геомаркетингу.

Выбирая место под будущее кафе, ресторан, магазин или салон красоты, предприниматели стремятся изучить факторы, от которых зависит объем их будущих продаж. Опыт геомаркетингового агентства One by One показывает, что поиск надо начинать с изучения уже существующих покупателей.

Оценивая, открывать или нет магазин в выбранном месте, вы не оцениваете не локацию, вы прогнозируете поведение ваших будущих потребителей. Понимание клиентов даст вам ключ к поиску успешного места под новых бизнес. 

Рассмотрим основные вопросы, на которые должен ответить каждый предприниматель перед началом поиска помещения для бизнеса.

Какова доля спонтанных и целенаправленных покупок?

Традиционно все форматы ритейла делятся на два вида: якоря — те магазины, кафе или точки обслуживания, которые сами генерируют поток покупателей, и те, которые используют только имеющиеся ресурсы локаций. К первой группе обычно относят гипермаркеты, крупные магазины большой площади и специализированные предприятия, оказывающие нишевые услуги или продающие специализированные товары. С развитием интернета число последних резко увеличилось, привлекать трафик могут и точки выдачи интернет-магазинов. Как показывает практика, для этих двух групп факторы успешной локации будут разные.

Вы привлекаете трафик или используете мимо проходящий?

Можно легко предположить, что кофейня, работающая в формате take away будет на сто процентов ориентирована на проходящий трафик. А значит при проведении геомаркетингового исследования именно на этот фактор надо обратить максимальное внимание. А в магазине автозапчастей для коммерческих автомобилей или точке выдачи интернет-магазина трафик будет целенаправленный, а значит вес мимо-проходящего трафика будет не так значителен или равен нулю. На практике идеально чистые случаи встречаются редко, обычно ритейлер, парикмахерская или магазин и привлекают трафик, и используют проходящий в разных соотношениях, но для успешного развития бизнесменам необходимо понимать данные цифры с достаточной точностью. От этого будет зависеть, насколько важен проходящий трафик.

Сколько времени покупатели согласны добираться до магазина ?

Это может быть и две минуты для фастфуда на улице, пять для аптек, десять для банкомата или банковского отделения, и час на автомобиле для флагманского специализированного магазина цифровой электроники. Все зависит от предлагаемых типов услуг или товаров, их эксклюзивности и конкурентной среды. В нашей практике были салоны красоты, до которых клиенты были согласны ехать час, и бюджетные парикмахерские, максимальная зона доступности которых не дотягивала и до 10 минут.

Зачем эти цифры ритейлерам и рестораторам? Зная, сколько минут согласен пройти до предприятия клиент, можно заранее построить зону пешеходной или автомобильной доступности вокруг будущего объекта, оценить в ней количество жителей, бизнес-центров и другие показатели. Для многих типов бизнеса это даст понимание потенциального объема рынка и потенциала локации.

Пример зоны охвата
Рис. №1. Пример зоны доступности торгового центра 

На каком транспорте, пешком, с работы, из дома, из коридора торгового центра посетители приходят в ваши магазины?

С помощью ответов на данный вопрос определяется важность наличия парковок, подъездов к магазину. Если ваши клиенты приезжают в 30% на автомобили, а в новой локации нет мест под парковку, надо быть готовым не учитывать автомобилистов в расчете потенциала будущего объекта.

Зная ответы на эти вопросы, вы легко определите начальные факторы, которые надо оценивать при выборе нового помещения для бизнеса.

Как получить ответы на эти вопросы?

Способов ответить на поставленные вопросы довольно много. Практика One by One показывает, что для сетевых ритейлеров с большим количеством магазинов ответы можно получить через геомаркетинговую оценку уже работающий сети, анализ больших данных и машинное обучение. А стартапам и сетям с количеством объектов меньше 10-15, целесообразнее проводить количественные или качественные исследования покупателей. В год мы делаем 5-7 таких исследований для наших постоянных и новых клиентов. Самое важно в данном процессе правильно выстроить схему исследования, и заранее понимать, как полученные данные повлияют на стратегию и тактику географического развития. 

Надеюсь, что эта инструкция поможет вам открыть магазин в правильном месте, удачных локаций! 


Григорий Рзянин, управляющий партнер геомаркетингового агентства One by One.
Евангелист геомаркетинга и научного подхода к оценке локаций. Более 14 лет на управленческих должностях в маркетинге и продажах федеральной розницы. Колумист Forbes и автор серий статей по геомаркетингу.