На сегодняшний день в России уже не осталось сетевых ритейлеров и крупных девелоперов, которые не используют системы подсчета количества посетителей на свои объектах. При этом спрос на качественную аналитику о поведении посетителей только растет. На рынке присутствуют различные технологии подсчета, десятки производителей и сотни поставщиков решений. Как не ошибиться и сделать правильный выбор?
Сначала давайте разберемся, какие данные ритейлеры и девелоперы собирают о посетителях магазинов или торговых центров. На первый взгляд только количество посетителей. Но это далеко не так.
Таблица №1. Какие данные собираются о посетителях в магазинах и торговых центрах?
Масштаб и детализация собираемых данных поражает. Если раньше мы ждали от счетчиков посетителей только подсчет трафика, то теперь различные системы подсчета могут поставлять данные о количестве уникальных посетителей, частоте визитов, поле посетителей, их возрасте и даже уровне дохода.
Именно разнообразие задач по подсчету и аналитике пешеходного трафика для магазинов и торговых центров обусловливает применение различных технологий подсчета и аналитики.
Это автономные устройства, совмещающие в себе камеру и подсчет трафика. Камера, размещенная на потолке, снимает посетителей, распознавая голову и плечи прохожих. Камеры размещаются под углом 90° прямо над площадью подсчета.
В зависимости от производителя счетчики могут иметь дополнительный функционал:
Наиболее известные поставщики и производители: Антивор, Ватком, Axis, Elementstore.
В зависимости от технологии подсчета выделяют 2D и 3D счетчики. Различаются счетчики точностью подсчета 97% для более современных 3D счетчиков и 85% для уже устаревших 2D решений.
Минусы — погрешность до 15% на интенсивных потоках трафика, жесткая привязка к размещению оборудования.
Плюс — средняя стоимость оборудования.
Минусы — высокая стоимость оборудования, жесткая привязка к размещению оборудования.
Плюс — низкая погрешность, в районе 3%.
Эти устройства считают всех, кто пересек инфракрасный луч размещенный на высоте больше одного метра. Размещаются горизонтально на дверях или антикражных воротах. С помощью регулировки высоты счетчика можно отсечь детский трафик. Наиболее известный производитель — компания Актрон.
Инфракрасные счетчики посетителей характеризуются точностью в районе 90%, однако чувствительны к тепловым завесам и высоко интенсивному трафика.
Минусы — средняя погрешность, проблема работы рядом с тепловыми завесами.
Плюсы — нет, устаревшая технология.
Это обычная ip-камера и специальное ПО, размещенное на сервере, которым может быть компьютер, находящийся в этом же магазине. Камера размещается на потолке, вертикально или до 30° к объекту подсчета, сразу охватывая несколько входов. Видео передается на сервер, где с помощью специального программного обеспечения подсчитывается трафик. Так как современные камеры видеонаблюдения имеют несколько каналов передачи данных, счетчики посетителей на базе видеопотока могут быть развернуты на базе уже существующей системы видеонаблюдения.
Наиболее известное решение принадлежит компании Seltors (CleverCamera), также на рынке присутствуют бренды, обеспечивающие только вертикальный подсчет трафика — ITV, Macroscop, Trassir и Axis. Отличие последних 4 брендов от решений СleverCamera - подсчет только под углом 90°, что сужает область применения счетчиков (например, нельзя считать сразу несколько входов одной камерой) и более низкая точность подсчета посетителей.
Минусы — те же что и у 2D-счетчиков, плюс разработчики ПО не работают напрямую с рынком, только через интеграторов, что приводит к сложности обслуживания и поддержки, система отчетности не соответствует требованиям рынка.
Плюс — низкая стоимость.
Минус — требования к вычислительным ресурсам.
Плюсы — средняя стоимость оборудования, возможность использовать камеры в системе охранного видеонаблюдения, подсчет автомобилей и людей на улице, плотности потоков в зоне видимости камеры, локальное хранение данных.
Решение состоит из качественной ip-камеры и специального ПО на сервере. Система распознает лица людей, которые прошли лицом к камере, может сохранять лица и заносить их в базу для последующей обработки и хранения данных. Системы распознавания лиц позволяют определять возраст, пол посетителей и периодичность посещения локации.
В будущем, подобные решения могут служить единой базой для аналитики поведения трафика, но сегодня их функционал ограничен законом о персональных данных. Но если рассматривать только фиксацию пола и возраста для RTB рекламы, применение данной технологии возможно с указанным ограниченным функционалом.
На сегодняшний день неизвестны примеры коммерческих внедрений данной технологии в торговых центрах, есть единичные внедрения у ритейлеров.
Развитию систем препятствует:
Wi-fi cенсоры фиксируют все телефоны с включенным wi-fi в заданной зоне и собирают информацию об их поведении. Позволяют собирать данные о МАС-адресах находящихся смартфонов в зоне их действия, позволяя идентифицировать посетителей и отслеживать их перемещения. Доля посетителей в торговых центрах с включенным wifi на сегодня составляет от 40 до 60%, что делают данную технологию востребованной, а данные репрезентативными.
Расширенный набор данных, собираемый такими счетчиками, позволяет считать не только заходящий в магазин или ТЦ трафик, но и определять:
Интеграция wi-fi радаров с Mail.ru и Яндекс, позволяет получить агрегированные данные по полу, возрасту, интересам собранной аудитории.
Возможность совмещать собранные адреса с данными рекламных площадок позволяет производить оценку эффективности он-лайн рекламы, проводить отдельные кампании на собранные аудитории.
Wi-Fi радары используются более чем в 150 торговых центрах РФ и у огромного количества ритейлеров, технология полностью соответствует закону о персональных данных.
Из представленной ниже таблицы видно, что на рынке нет одной системы или одной технологии, которая идеально отвечала бы сразу всем требованиями и была бы в состоянии обрабатывать сразу все заявленные типы данных.
Таблица №2. Сравнение систем подсчета посетителей магазинов и торговых центров
Мое мнение — задача выбора системы для аналитики поведения посетителей состоит не в выборе между разными подрядчиками с разными технологиями, а, скорее, в правильном выборе наиболее многофункциональной системы, которая либо уже содержит в себе несколько источников данных, либо может легко вобрать в себя данные совершенно иного типа, легко с ними интегрироваться, использовать связку онлайн / офлайн, и при этом позволять интегрировать в систему сторонние данные.
Автор: Григорий Рзянин, управляющий партнер геомаркетингового агентства ONE by ONE
Вы можете задать вопрос автору по адресу info@1-by-1.ru