Главная»Блог по геомаркетингу»Как выбрать место для новой кофейни?

Как выбрать место для новой кофейни?

Как выбрать место для новой кофейни?

Инвестируя в новую кофейню или ресторан, владелец берет на себя определенный риск. Часто новый объект не оправдывает возложенных на него ожиданий, а порой и вовсе становится убыточным. Однако эти риски можно свести к минимуму если подойти к выбору места грамотно: опираясь на научные методы. «Грамотность» в данном случае — это комплексный подход к оценке локации. Давайте разберемся, в чем он заключается.

Итак, вы планируете экспансию сети кофеен на территории России. У вас есть множество выгодных предложений по аренде в различных городах. Но из множества на первый взгляд неплохих вариантов далеко не все обеспечат вам желаемый результат. Разобраться в том, насколько удачна локация, и сколько на ней удастся заработать, можно только проведя комплексное геомаркетинговое исследование. Что же оно в себя включает?

1. Выбор городов для развития.

Даже города сопоставимого размера и с одинаковым статусов сильно различаются. Доходы населения двух небольших российских городов со схожим расположением могут различаться в 2-3 раза.    Возьмем наглядный пример: Нововоронеж и Борисоглебск в Воронежской области. По населению Борисоглебск в 2 раза крупнее Нововоронежа. Но средняя заработная плата в Нововоронеже, благодаря расположению здесь крупной атомной электростанции - 44 000 рублей, а в депрессивном Борисоглебске – 19 000. Теперь видно, почему емкость рынка не всегда соответствует размеру города. Экономическая и демографическая ситуация в разных населенных пунктах различна. В противовес растущим и развивающимся существуют депопулирующие города, с деградирующей экономикой. Учитывая, что общепит — одно из первых, на чем начинают экономить люди при ухудшении материального положения, важно понимать тенденцию интересующего города. Эксперты One by One провели систематизацию городов по социально-экономической тенденции на ближайшие 10 лет, объединив их в группы с различной перспективой благополучия.  

2. Выбор территорий с наибольшей концентрацией потенциальный клиентов.

    Рис. 1. Плотность дневного населения г. Нижний Новгород

Посетители кофейни условно делятся на две большие категории: люди, работающие поблизости и люди, живущие поблизости.  В будни, в дневное время преобладают первые.  Этот контингент концентрируется вокруг бизнес-центров и крупных предприятий, в деловых кварталах.  С помощью геоинформационной системы Геоматрикс, мы обнаружим районы с максимальной концентрацией рабочих мест на основании данных о дневном местоположении абонентов сотовой связи. «Дневное население» делового района говорит нам о количестве потенциальных клиентов для нашей кофейни. Обзор заработных плат выбранной деловой зоны поможет правильно определить ассортимент и ценовую политику кофейни — если они недостаточно высокие, то место подходит для дискаунтара. Если же местные сотрудники проблем с доходами не имеют, смело можно замахиваться на премиум-класс. По вечерам и в выходные выручка кофейни определяется, в основном, постоянным населением, проживающим поблизости. Определить, сколько человек проживает в х-минутной зоне доступности локации, можно так же с помощью Геоматрикса.

3. Выбор территорий с наименее насыщенным рынком

    Рис. 2. Концентрация конкурентов и привлекательность микрозон для открытия заведений общепита г. Перми

Теперь разберемся с конкурентами, которые наверняка присутствуют в заинтересовавших вас городах и районах. Некоторые объекты ритейла, например, специализированные магазины, часто «кучкуются» в группы. Им важен синергетический эффект, возникающий благодаря соседству: желая найти подходящую обувь, люди едут в ТЦ, где есть несколько десятков обувных магазинов различных брендов. Для кофеен синергетический эффект выражен слабо. В данном случае от конкурентов вы получите не столько приток, сколько поглощение своих потенциальных клиентов. Поэтому на данном этапе исследования желательно найти зоны, максимально свободные от конкурентов — те, где на 1000 человек дневного населения приходится наименьшая площадь кофеен. Насыщенность конкурентами можно также рассчитать с помощью Геоматрикса

4. Определение интенсивности мимо-проходящего трафика

Опыт наших исследований говорит, что пешеходный и автомобильный трафик возле кофейни оказывает не менее значительное влияние на показатели ее работы, нежели предыдущие факторы. Зачастую, именно он становится ключевым элементом успеха или неудачи. Теперь, когда мы сузили зону выбора локации до размеров квартала, важно подобрать место с хорошей проходимостью. Обычно для этого проводится замер трафика с помощью средств видеофиксации или специальных счетчиков. Замеры должны проходить в течении нескольких дней, обязательно захватывать будни и выходные. Для Москвы и Санкт-Петербурга в некоторых геоинформационных системах есть данные или модели пешеходного и автомобильного трафика, позволяющие произвести оценку проходимости без полевых исследований. Замер же позволит понять распределения трафика по часам и дням недели и уточнить эти данные. 

Так из 50 изначально отобранных локаций, после прохождения всех этапов исследования останется 5. Но вы будете уверены, что ваши вложения оправданы. Наше агентство регулярно проводит подобные исследования — мы помогли десяткам ритейлеров оптимизировать развитие своих сетей. Возможно, наш опыт пригодится и вам.

Никита Макуцкий, специалист по геомаркетинговым исследованиям One by One